МИКРОКОСМ

МИКРОКОСМ – человек как «зеркало» Вселенной (макрокосма).

Наиболее развитая и самая древняя теория микрокосма принадлежит даосской натурфилософии. Вполне возможно, что именно оттуда она и распространилась по всему древнему миру. Сам термин микрокосм появился в западной философии во времена Сократа и Платона (V в. до н.э.); чаще всего он встречается в учении Демокрита. Благодаря неоплатоникам, с идеей микрокосма познакомились гностики, а вслед за ними христианские схоласты, иудейские каббалисты и философы Возрождения, например, Парацельс. По мнению Джордано Бруно и Лейбница, человеческая душа также является отражением макрокосма. Данная идея легла в основу герметической философии и всех происшедших из нее мистических учений: алхимии, теософии, оккультизма и тому подобное

Субстанция, из которой состоит все живое, считается принадлежащей к "инь" - пассивному, женскому, темному началу природы, а процессы функционирования различных жизненных систем организма - к "ян" - ее активному, мужскому, светлому началу.

Жизнедеятельность организма описывается в категориях пяти функциональных систем: 

1) "синь" (сердце или душа) - система, представляющая собой "командный центр" организма и реализующаяся в форме духа и интеллекта;

2) "фэй" (легкие или дыхательная система), контролирующая разграничение различных функций организма и поддерживающая различный баланс между ними;

3) "гань" (печень) - система, регулирующая физические и эмоциональные реакции организма на воздействия внешней среды и его поддержание в состоянии гармонии;

4) "пи" (селезенка) - система, управляющая процессами питания организма и обмена веществ и обеспечивающая полноту физических сил;

5) "шэнь" (почки) - система, регулирующая накопление и расходование организмом эссенциальной субстанции, или энергии и определяющая его жизнеспособность.

Данная теория устанавливает соотношение функциональных систем человеческого организма, называемых в целом "цан сян" - скрытыми феноменами.


Смена времен года и изменения погоды способны оказывать влияние на человеческий организм. Важнейшими здесь являются следующие шесть факторов: ветер (фэн), холод (хань), жара (шу), влажность (ши), сухость (цзао) и жжение (хо). Чрезмерно резкие либо аномальные изменения погоды могут причинять вред человеческому организму и называются "шестью аномалиями" (лю инь).

С другой стороны, резкие изменения в эмоциональном состоянии личности - в случае крайнего проявления различных эмоций, таких, как радость (си), гнев (ну), тревога (ю), тоска (сы), печаль (бэй), страх (кун) и удивление (цзин) - также наносят ущерб здоровью человека и называются "семью эмоциями" (ци цин).

Взаимодействие внешних факторов - "шести аномалий" - с внутренними - "семью эмоциями" - и лежит в основе учения китайской медицины о природе заболеваний. С помощью этого своеобразного набора моделей в сочетании с теорией "скрытых феноменов" исследуется физическая конституция пациента и его заболевание. На этой основе ставится диагноз относительно природы физической и психологической дисгармонии в организме пациента и избирается путь коррекции этой дисгармонии. Объектом внимания китайской медицины является сам человек, а не просто его "болезнь". С точки зрения китайских медиков болезнь - это всего лишь частное проявление общего нарушения равновесия в организме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий